Как быть успешным на рынке труда

Семь шагов к успеху на собеседовании

Предупрежден, значит вооружен!

Собеседование достаточно ответственный процесс, он предполагает серьезную подготовку. Сам факт приглашения на собеседование говорит о наличии определенных шансов на трудоустройство. Чтобы превратить их в реальность следует проделать подготовительную работу.

Шаг первый. Уточните собственные цели. Отправляясь на собеседование, прежде всего, уточните, что Вы хотите достичь в ходе собеседования. Любая стратегия успеха начинается с прояснения желаемого результата. И если Вы четко убеждены в том, что именно эту работу хотите получить, то можно переходить к следующему шагу.

Шаг второй. Сфокусируйте свои сильные стороны. Человек является товаром на рынке труда. Пусть Вас не пугает некоторая резкость такой постановки вопроса. Необходимо научиться мыслить рыночными категориями, а это значит - надо еще раз подумать, что ценного для покупающей стороны мы можем предложить, какими качествами, навыками и т. д. обладаем? Обратитесь к подготовленному портфолио. Фокусируя свои сильные стороны, необходимо оценить их с точки зрения полезности работодателю. В свою очередь, чтобы такая оценка была более реалистичной, следует постараться собрать как можно больше информации о требованиях к кандидатам со стороны предприятия и его руководителя.

Шаг третий. Соберите информацию о будущем месте работы. Хорошо подобранная информация позволит Вам, во-первых, оценить соответствие собственных данных требованиям предприятия, во-вторых, использовать полученную информацию для подготовки к ответам на вопросы и формулирования собственных вопросов к руководителю. Основными источниками получения информации о предприятии являются: сеть Интернет; публикации в средствах массовой информации; радио и телепередачи; знакомые, которые работают или имеют близких знакомых, работающих на соответствующем предприятии или организации; буклеты, проспекты, специальные издания о предприятии (организации); информационные стенды, объявления и другая информация, вывешиваемая около или внутри предприятия. Наиболее целесообразным представляется выяснение следующих моментов: сколько лет существует организация; какие, где и кому реализуются ее услуги или продукция; с кем взаимодействует организация, является ли она частью какого-либо крупного объединения; каковы отзывы об организации в сети Интернет и СМИ; какие новые перспективы существуют у предприятия; какова система и уровень оплаты труда; какими социальными услугами или льготами пользуются работники организации и др.

Шаг четвертый. Подготовьте необходимые документы. Ваша позиция будет существенно усилена, если Вы заранее подготовите документы, подтверждающие достоверность предоставляемой вами информации: подтверждающие Ваше образование, квалификацию, дополнительные умения; рекомендательные письма; профессиональное резюме; наградные документы (дипломы, грамоты, благодарности). Не забудьте также взять свой паспорт (купите для него новую обложку, если старая сильно потрепана) и диплом об образовании. Все документы во время собеседования необходимо иметь под рукой, но не проявлять чрезмерной настойчивости и стремления сразу все продемонстрировать. Вам не трудно будет это сделать, если Вы добросовестно составили собственное портфолио.

Шаг пятый. Подготовьтесь к ответам на вопросы. Если Вы заранее продумаете ответы на весьма вероятные вопросы и будете готовы ответить на самые каверзные из них, то уровень вашей уверенности в ходе беседы существенно повысится. Не забудьте также подготовить вопросы, которые вы хотите задать.

Шаг шестой. Оттачивание имиджа. При подготовке к собеседованию обязательно подумайте, какое впечатление Вы хотите произвести: человека делового, пунктуального, креативного, заинтересованного в работе... или растерянного и несчастного? В соответствии с желаемым результатом продумайте способы, которые помогут Вам обеспечить такое впечатление. Одежда человека является важной характеристикой его имиджа. Поэтому выберите одежду, руководствуясь тремя правилами, она должна:

  • работать на создание благоприятного первого впечатления;
  • усиливать ваш внутренний комфорт и уверенность;
  • соответствовать стилю одежды, принятому в этой организации.

Для обеспечения желаемого впечатления не менее важным является также выражение вашего лица, прическа, аксессуары и т. д.

Шаг седьмой. Создание позитивного настроя. Позитивный настрой является важнейшей стороной формирования готовности к собеседованию. Если Вы находитесь в состоянии внутреннего равновесия, верите в свои силы и возможности, настроены на успех, то Ваши шансы на самый благоприятный исход собеседования резко увеличиваются. Для создания позитивного настроя перед собеседованием Вы можете использовать следующие приемы:

  • накануне собеседования постарайтесь хорошо выспаться;
  • день собеседования начните с разговора о вещах, которые дают ощущение, что все идет хорошо (разговор за завтраком о неоправданных надеждах может задать негативный тон на весь день);
  • использовать позитивные утверждения: «Сегодня будет хороший день!», «Я буду удовлетворен результатами собеседования!», «Я смогу выдержать предстоящие испытания!»;
  • проделать необходимую работу по всем предыдущим пунктам: уточнение целей, фокусирование сильных сторон, сбор информации, подготовка необходимых документов, подготовка к ответам на вопросы, которые могут быть заданы. Знание, что вы хорошо готовы к предстоящей ситуации, – успокаивает более всего.

Перед тем, как отправиться на собеседование, ответьте на следующие вопросы: «Что самое страшное может произойти на собеседовании?», «Что я могу получить от собеседования независимо от его исхода?», «Что я буду делать в том случае, если получу однозначный отказ?». Не бойтесь получить отказ, приготовьтесь морально к любому исходу собеседования. Помните о том, что всегда есть много вариантов достижения поиска желаемой вами работы. Подумайте, будете ли вы расстраиваться, если, отправляясь вечером в гости, чтобы весело и интересно провести время, вы измените маршрут и проведете вечер особенно интересно и весело в другом месте?

В заключение напомним, что у Вашего собеседника также трудная задача. Принятие решения — тяжкое бремя. Если Вы правильно оцените ожидания другой стороны и рационально распределите свои усилия, то это поможет Вам достичь успеха.